Предметно-пространственная развивающая среда

ОБОРУДОВАНИЕ  ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ  РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В  КАБИНЕТЕ  ЛОГОПЕДА.



Презентацию моего логопедического кабинета вы можете посмотреть здесь.

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, 
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, 
когда мы хотим научить его читать и писать. 
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы 
познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.” 
Сухомлинский В.А.

           Эта цитата образно передает ту атмосферу, в которой творит дошкольный логопед, описывает пространство, которое должно окружать дошкольников, а особенно воспитанников логопедической группы. В логопедическом кабинете все должно быть подчинено закону детства: «Учимся играя!». Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете!
          Основное назначение моего логопедического кабинета - это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.  Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

В оборудование моего логопедического кабинета входит:
·        2 больших  настенных зеркала с подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков);
·        маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка;
·        детские столы  и стулья, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам;
·        большой рабочий стол для логопеда;
·        шкафы для пособий и литературы;
·        разнообразные пособия для обследования : фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций).
·        магнитная доска;
·        магнитофон для записи речи детей.

    Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает:
·        во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
·        во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
·        в-третьих, наличие логопедической документации;
·        в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей.

Стараний одного лишь логопеда недостаточно для успешного освоения детьми программного материала. Лишь сотрудничество трех возможных сторон (логопед – ребёнок – родители) даёт гарантию успешного овладения ребёнком грамотной речью и чётким произношением. 

Мой  логопедический кабинет разделён на несколько основных зон:

1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находится:

• настенное зеркало;
• над рабочим зеркалом – фотографии для сопровождения проведения  артикуляционной гимнастики;
• небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка);
• вата или ватные диски, спирт;
• методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков;
• картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
• карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры);
• картинный материал.


2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся:
• разнообразные конструкторы;
• шнуровки;
• мозаика;
• пазлы;
• пирамидки, матрёшки, мелкие игрушки;
• миниатюрные сухие пальчиковые бассейны (наполненные горохом, гречкой, фасолью);
• трафареты (в соответствии с лексическими темами);
• картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.

·        Су Джок терапия: Массажные шарики для рук. 



3. Зона развития лексико – грамматической стороны речи:
• рассказы и сказки для пересказывания;
• картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»);
• подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности;
• картинный материал по всем лексическим темам;
• словесные игры;
• Наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы.
• Подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка (предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и тд.)

4. Зона развития речевого дыхания:
• Детские музыкальные инструменты;
• Теннисные шарики, трубочки – соломинки для коктейля; 
• Картотека дыхательных упражнений;
• «ветродуйчики»;
·        дидактические  игры.

6. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза:
• Карточки с изображением артикуляционных укладов гласных звуков;
·   Схемы для определения позиции звука в слове;
• «Звуковые пеналы» (для построения звуковых схем слов);
• Картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в конце слова)

7. Логопедическая документация:
• Коллегиальные заключения, протоколы обследования районной ПМПК;
·   Годовой план организационно-педагогической работы учителя- логопеда;
• Перспективный план коррекционно-педагогической работы;
• Календарно-тематический план фронтальных логопедических занятий;
·  График работы учителя-логопеда;
·  Циклограмма деятельности;
·   Речевая карта на каждого ребенка;
·  Паспорт логопедического кабинета:
А) Нормативно-правовая, рабочая документация учителя-логопеда;
Б) Картотека учебно-методических пособий;
В) Картотека дидактических пособий.
• Журнал движения детей;
• Сетка занятий на текущий период;
·   Индивидуальные тетради детей;
• Журнал учёта посещаемости логопедических занятий;
·  Журнал профилактической работы;
·   Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями группы;
• Папка с отчетами за последние 5 лет;
• Папка  с печатными материалами по темам консультаций;
• Журнал учета консультаций с родителями и педагогами;
·  Динамика речевого развития ребёнка;
·  Отчёт о профилактической работе;
·  Отчёт об эффективности работы;
Годовой отчёт (с анализом выполненной работы по пунктам годового плана организационно-педагогической деятельности учителя-логопеда).

8. Информационная зона – уголок для родителей в раздевальной комнате логопедической группы, где размещены:
• График работы логопеда;
• Регламент НОД;
• Консультации для родителей;
• Памятки;
• Рекомендации по закреплению текущего лексического и речевого материала;
• Игровые задания на развитие моторики и артикуляции.

             Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности. 





















Комментариев нет:

Отправить комментарий