ОБОРУДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ
ЛОГОПЕДА.
“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.”
Сухомлинский В.А.
Сухомлинский В.А.
Эта цитата образно передает ту атмосферу, в которой творит дошкольный логопед, описывает пространство, которое должно окружать дошкольников, а особенно воспитанников логопедической группы. В логопедическом кабинете все должно быть подчинено закону детства: «Учимся играя!». Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете!
Основное назначение моего
логопедического кабинета - это создание условий для коррекционного обучения
дошкольников с речевыми нарушениями. Создавая
коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, я стремилась к тому,
чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у
детей стремление к самостоятельной деятельности.
В
оборудование моего логопедического кабинета входит:
·
2 больших настенных зеркала с подсветкой (для
индивидуальной и групповой работы по постановке звуков);
·
маленькие
индивидуальные зеркала (9 на 12
см ) для каждого ребенка;
·
детские столы и стулья, отвечающие санитарно-гигиеническим
нормам;
·
большой рабочий
стол для логопеда;
·
шкафы для пособий
и литературы;
·
разнообразные
пособия для обследования : фонематических процессов, звукопроизношения, словарного
запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики,
неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных
операций).
·
магнитная доска;
·
магнитофон для
записи речи детей.
Считаю, что основное назначение
логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения
дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает:
·
во-первых,
предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
·
во-вторых,
научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
·
в-третьих, наличие
логопедической документации;
·
в-четвёртых,
информативный блок для педагогов и родителей.
Стараний одного лишь логопеда недостаточно для
успешного освоения детьми программного материала. Лишь сотрудничество трех
возможных сторон (логопед – ребёнок – родители) даёт гарантию успешного
овладения ребёнком грамотной речью и чётким произношением.
Мой логопедический кабинет разделён на несколько
основных зон:
1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находится:
• настенное зеркало;
• над
рабочим зеркалом – фотографии для сопровождения проведения артикуляционной гимнастики;
•
небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка);
• вата или ватные диски, спирт;
• методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков;
• картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
• карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры);
• картинный материал.
2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся:
• разнообразные конструкторы;
• шнуровки;
• мозаика;
• пазлы;
• пирамидки, матрёшки, мелкие игрушки;
• миниатюрные сухие пальчиковые бассейны (наполненные горохом, гречкой, фасолью);
• трафареты (в соответствии с лексическими темами);
• картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.
• вата или ватные диски, спирт;
• методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков;
• картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
• карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры);
• картинный материал.
2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся:
• разнообразные конструкторы;
• шнуровки;
• мозаика;
• пазлы;
• пирамидки, матрёшки, мелкие игрушки;
• миниатюрные сухие пальчиковые бассейны (наполненные горохом, гречкой, фасолью);
• трафареты (в соответствии с лексическими темами);
• картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.
·
Су Джок терапия:
Массажные шарики для рук.
3. Зона развития лексико – грамматической стороны речи:
• рассказы и сказки для пересказывания;
• картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»);
• подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности;
• картинный материал по всем лексическим темам;
• словесные игры;
• Наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы.
• Подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка (предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и тд.)
4. Зона развития речевого дыхания:
• Детские музыкальные инструменты;
• Теннисные шарики, трубочки – соломинки для коктейля;
• Картотека дыхательных упражнений;
•
«ветродуйчики»;
·
дидактические игры.
6. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза:
• Карточки с изображением артикуляционных укладов гласных звуков;
6. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза:
• Карточки с изображением артикуляционных укладов гласных звуков;
· Схемы для
определения позиции звука в слове;
• «Звуковые пеналы» (для построения звуковых схем слов);
• Картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в конце слова)
7. Логопедическая документация:
• Коллегиальные заключения, протоколы обследования районной ПМПК;
• «Звуковые пеналы» (для построения звуковых схем слов);
• Картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в конце слова)
7. Логопедическая документация:
• Коллегиальные заключения, протоколы обследования районной ПМПК;
· Годовой план
организационно-педагогической работы учителя- логопеда;
• Перспективный план коррекционно-педагогической работы;
• Календарно-тематический план фронтальных логопедических занятий;
• Перспективный план коррекционно-педагогической работы;
• Календарно-тематический план фронтальных логопедических занятий;
· График работы учителя-логопеда;
· Циклограмма деятельности;
· Речевая карта
на каждого ребенка;
· Паспорт логопедического кабинета:
А)
Нормативно-правовая, рабочая документация учителя-логопеда;
Б)
Картотека учебно-методических пособий;
В)
Картотека дидактических пособий.
• Журнал движения детей;
• Сетка занятий на текущий период;
• Журнал движения детей;
• Сетка занятий на текущий период;
· Индивидуальные
тетради детей;
• Журнал учёта посещаемости логопедических занятий;
• Журнал учёта посещаемости логопедических занятий;
· Журнал профилактической работы;
· Тетрадь
взаимосвязи логопеда с воспитателями группы;
• Папка с отчетами за последние 5 лет;
• Папка с печатными материалами по темам консультаций;
• Журнал учета консультаций с родителями и педагогами;
• Папка с отчетами за последние 5 лет;
• Папка с печатными материалами по темам консультаций;
• Журнал учета консультаций с родителями и педагогами;
· Динамика речевого развития ребёнка;
· Отчёт о профилактической работе;
· Отчёт об эффективности работы;
Годовой отчёт (с анализом выполненной работы по пунктам годового плана
организационно-педагогической деятельности учителя-логопеда).8. Информационная зона – уголок для родителей в раздевальной комнате логопедической группы, где размещены:
• График работы логопеда;
• Регламент НОД;
• Консультации для родителей;
• Памятки;
• Рекомендации по закреплению текущего лексического и речевого материала;
• Игровые задания на развитие моторики и артикуляции.
Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий