Нормативно-правовые документы

Приложение 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
(примерный перечень)

(№№ 1-5 касаются детей-инвалидов)
1.      Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
2.      2.   Федеральный закон от 03.05.2012   № 46-ФЗ  «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
3.      Указ Президента Российской Федерации от 1.06.2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
4.      Постановление Губернатора Челябинской области от 27.09.2007  № 309 «О воспитании и обучении детей-инвалидов» (с изменениями от 21 мая 2009 г.)
5.      Постановление Губернатора Челябинской области от 31.07.2014  № 462 «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 27.09.2007  № 309»

6.      Закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014)
7.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
8.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11. 2013 № 30384)
9.      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.05.2013, регистрационный N 28564)
10.  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
11.  Приказ Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638.)
12.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

КОММЕНТАРИИ К ДОКУМЕНТАМ

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
´  обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
´  инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
´  адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
…2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
´  1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;…
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
2)  … Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
       использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
       специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
       специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
       предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
       проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
       и другие условия.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным образовательным  программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для
      глухих, слабослышащих, позднооглохших,
      слепых, слабовидящих,
      с тяжелыми нарушениями речи,
      с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
      с задержкой психического развития,
      с умственной отсталостью,
       с расстройствами аутистического спектра,
       со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

II. Организация и осуществление образовательной деятельности
В группах компенсирующей направленности  осуществляется   реализация АОП ДОдля детей с ОВЗ с  учетом  особенностей   их психофизического развития, индивидуальных  возможностей,   обеспечивающей коррекцию нарушений развития  и  социальную  адаптацию    воспитанников с ОВЗ.
В группах комбинированной направленности осуществляется   совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с  образовательной  программой  дошкольного   образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных   возможностей, обеспечивающей  коррекцию  нарушений  развития  и  социальную   адаптацию воспитанников с ОВЗ.
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с   ограниченными возможностями здоровья
Содержание  дошкольного  образования  и  условия    организации обучения и  воспитания  детей  с  ограниченными  возможностями   здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для   инвалидов также  в  соответствии   с   индивидуальной   программой     реабилитации инвалида

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
В образовательных организациях, осуществляющих   образовательную деятельность по адаптированным  образовательным  программам   дошкольного образования, должны  быть  созданы  специальные  условия  для   получения дошкольного   образования   детьми   с   ограниченными      возможностями
Под специальными условиями понимаются     условия обучения,  воспитания  и  развития  таких  детей,  включающие    в   себя:
 - использование специальных образовательных программ и методов обучения   и воспитания, 
-   специальных  учебников,  учебных  пособий  и   дидактических материалов,
 - специальных технических  средств  обучения    коллективного и индивидуального пользования,
-          предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь,
-          проведение групповых и индивидуальных  коррекционных  занятий,
-   обеспечение  доступа  в   здания образовательных организаций
-   другие условия
Дошкольное  образование  детей  с  ограниченными   возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.     
Численность обучающихся с ограниченными  возможностями  здоровья  в учебной группе устанавливается до 15 человек.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
I. Общие положения
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями
…1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
      социально-коммуникативное развитие;
      познавательное развитие;
      речевое развитие;
      художественно-эстетическое развитие;
      физическое развитие.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 ОТ 15 МАЯ 2013 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
I. Общие положения и область применения
1.11 Рекомендуемое количество детей в группах КН для детей до 3 лет и старше 3 лет не должно превышать:
- для детей с ТНР – 6 и 10 детей;
- для детей с ЗПР – 6 и 10 детей;
- для детей с УО легкой степени – 6 и 10 детей;
- для детей с УО умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет – 8 детей.
1.12. Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности
VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организациях
6.1 Оборудование должно соответствовать росту и возрасту, техническим требованиям
6.6 Подбор мебели с учетом роста (см таблицу)
6.7, 6.8, 6.9, 6.10
VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
X. Требования к ДОО и группам для детей с ОВЗ
XI. Требования к приему детей в ДОО, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
11.10, 11.11, 11.12, 11.13
XVII. Требования к санитарному содержанию помещений ДОО
XIX. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала














Комментариев нет:

Отправить комментарий